Зима — не повод отказываться от активного образа жизни. Напротив, это идеальное время, чтобы свалить из города и отправиться в лес, на охоту, рыбалку или просто покататься по заснеженным просторам. А главный помощник в этом — конечно же, снегоход.
Как выбрать подходящую технику? Что важнее — тип гусеницы или мощность мотора? Сколько жрёт, сколько прёт? Команда АТВ-Мото подготовила подробное руководство по выбору снежика — как для новичков, так и для опытных райдеров.
Разновидности снегоходов.
Снегоходы — как люди: у каждого своя специализация. Есть крепкие «работяги», комфортные «туристы», лёгкие «спортсмены». Чтобы понять, какая модель для чего подходит и зачем существует, разберёмся в типах.
Снегоходы условно делятся на следующие виды:
- Утилитарные. Мощные, тяговитые, с длинной гусеницей, большим дорожным просветом. Чаще всего идут с телескопическими подвесками (подробнее о них будет ниже). Подходят для перевозки груза, буксировки саней, охоты и рыбалки. Если планируете переехать за город, такой тоже пригодится для хозяйственных задач;
- Туристические. Комфортные, с сиденьем для пассажира, высоким ветровиком, мягкой подвеской. Для улучшения проходимости и отработки неровностей в основном комплектуются рычажной подвеской;
- Горные. Узкие, лёгкие, очень манёвренные. Предназначены для крутых склонов, глубокого снега. Бывают только с рычажной подвеской;
- Спортивные. Для подготовленных трасс, прыжков, активного катания. Обладают высокой скоростью, жёсткой подвеской, укороченной гусеницей. Бывают только с рычажной подвеской.
Особняком стоят детские модели. Компактные, облегчённые, они рассчитанные на детей от 5 лет. Безопасны, ограничены по скорости и весу. Достаточно бюджетны: упор здесь делается на простоту конструкции, поэтому подвеска тут телескопическая, а лухари-опций типа кофров или подогревов не предусмотрено.
Важно: внешний вид может быть обманчив. Если вы видите большой снежик с кофрами-сидушками-подогревом, это не обязательно турист, а утилитарник в тюнинге. Поэтому обязательно расспросите менеджеров мотосалона или изучите руководство по эксплуатации.
Выбор снегохода по типу эксплуатации.
Прежде чем идти в магазин покупать технику «как у соседа», давайте разберёмся: зачем вам снежик, где вы на нём собираетесь ездить? Чаще всего уже на этом этапе станет ясно, в каком сегменте стоит искать нужную модель:
- Для деревни, леса хорошо подойдёт утилитарник;
- Для семейных покатушек — туристическая модель;
- Для настоящего экстрима — спортивный или горный;
- Для ребёнка — мини-модель с ограничителями.

Важно: утилитарные модели устойчивее и мощнее, но тяжелее в управлении. Спортивные — легче, но требовательны к навыкам.
Выбор снегохода по типу двигателя.
Часто спрашивают: «Какой двигатель лучше — двухтактный или четырёхтактный?». Ответ — как в жизни: всё зависит от того, чего вы хотите.
Двухтактник — это весело и бодро, но требует внимания, а также ручного смешивания бензина с маслом. Четырёхтактный — спокойный, надёжный, но потяжелее. Если вы новичок, советуем начать с 4-тактного: он проще в обслуживании и эксплуатации.
Ходовая часть снегохода: размер имеет значение.
Правило «больше — лучше» тут не работает, так как каждый параметр заточен под определённые задачи. Разберём на конкретных примерах:
Гусеница: параметры и характеристики.
Чем она длиннее, тем лучше разгон и проходимость по глубокому снегу. Поэтому на горных снежиках ставят гусянку длиной 3,5 метра и больше. Однако работать на пухляке она будет только при минимальной загрузке техники и высокой скорости. Взял пассажира, сбавил скорость, где не нужно — зарылся по самые уши.
Короткая же гусеница — это про манёвренность + контроль на укатанной трассе или жёстком снегу. Именно её ставят на спортивные или туристические снежики: с такой техникой легче входить в повороты, точнее дозировать ускорение, не «рыть» снег, где это не нужно. В отличие от длинной, часто проваливается в пухляке, зато на маршруте с укатанным чувствует себя уверенно.
Аналогично с шириной. Узкие (400 мм) ставят на горняков или спортсменов, чтобы было проще маневрировать на высоких скоростях и закладывать смелые виражи. Ширина в 500 мм — золотая середина, популярная в туристическом сегменте: они сохраняют высокую манёвренность, но, в отличие от узкой, уже более устойчивы при высокой загрузке. А вот 600 мм — это уже суровые утилиты: опрокинуть такой в повороте практически нереально. Но траекторию придётся выбирать внимательнее — резко рвануть в право-влево тут уже не выйдет.
Подвеска: типы и их различия.
Телескопическую используют в бюджетных или утилитарных моделях — она простая, надёжная, неприхотливая. Главное её достоинство — выносливость и стабильность на прямой. Её не так просто сломать в сугробах, лесу или при наезде на корягу, но мягкости от неё ждать не стоит. Если едете медленно, не торопясь, по неровностям — телескопическая подвеска справится. А вот прыгать на кочках или гнать по волнам снега уже не её стихия.
Рычажная (или независимая) — это совсем другой уровень комфорта. Она обеспечивает мягкий ход, лучшее сцепление с поверхностью и отличную управляемость даже на сложных маршрутах. Часто встречается на туристических и горных моделях, особенно когда речь идёт о поездках с пассажиром. Минус — цена и обслуживание. Но если вы хотите, чтобы руки и спина не ныла после пары десятков километров по жёсткому насту, то эта подвеска оправдает себя с первых минут.
Расход топлива снегохода.
Кто не заканчивал покатушку с мыслями «заправиться бы!...» — тому, скорее всего, не приходилось ездить в мороз. Если снежик «ест» 20 литров на сотню, а вместимость бака — всего 30, далеко вы не уедете. Всегда держите в уме дорогу обратно, возможные форс-мажоры, а также следующую информацию:
Средний расход топлива снегохода — от 10 до 25 л/100 км. Как и на авто или мотоцикле, значение будет зависеть от температуры за бортом, мощности и кубатуры, стиля езды, состояния техники и прочих сопутствующих факторов. При сильных морозах расход выше — особенно сильно это ощущается на карбюраторных моделях. Подробную информацию ищите в руководстве по эксплуатации.
Важные параметры для выбора снегохода:
- Мощность двигателя. Для начинающих — до 40 л.с., для опытных — от 60 и выше;
- Вес. Чем легче техника — тем проще ею управлять;
- Тип подвески. Для пухляка и разведанных трасс, а также комфортных круизов — рычажная. Для маршрутов, где под снегом могут быть камни, брёвна и прочие неприятности берите телескоп;
- Дополнительное оборудование. Если на снежике вам нужны подогревы, стекло, кофры и прочее — ищите тот, где это уже есть в стоке: покупать и ставить самому скорее всего выйдет дороже.
Какие модели снегоходов сегодня востребованы для рыбалки и охоты.
Выбирая технику для охоты и рыбалки, не смотрите только на мощность. Куда важнее — проходимость, надёжность, наличие фаркопа, креплений, хорошей подвески, высокой грузоподъёмности. Подумайте: куда вы поедете, какой снег вас ждёт, и как часто будете загружать технику до отказа.
Из наиболее популярных отметим Yamaha VK540, Буран, Stels Ермак, RM Vector, Patriot, Avantis Capitan — право, это уже практически классика российского бездорожья. Их выбирают за проходимость, тяговитость, простоту конструкции и неприхотливость в обслуживании.
Заключение
Снегоход — техника для тех, кто любит свободу. Чтобы не ошибиться в выборе, стоит заранее понять, где вы будете кататься, какой уровень подготовки у вас (или у ребёнка), и какую задачу будет выполнять машина.
А если сомневаетесь — мы в АТВ-Мото не только подберём подходящую модель, но и расскажем, чем один снежик отличается от другого — не столько по каталогу, сколько по реальному опыту. Катайтесь правильно — и с комфортом!